<< вернуться



Рекомендации по написанию научно-методических статей

 

Требования к оформлению

 

  1. Шрифт «Times New Roman», кегль – 12, для заголовков – 14.
  2. Интервал между строками – 1.
  3. Заголовки выравниваются по центру, подзаголовки – по левому краю, эпиграфы выравниваются по правому краю.
  4. Выделяются «Ж» только главные мысли и заголовки, фамилия и  инициалы автора статьи, а «К» - отступления от основного содержания, некоторые примеры и примечания.
  5. Выделения должны быть оправданы: нельзя выделять очень много фрагментов текста!
  6. Символы должны быть в едином стиле — их не стоит часто менять!
  7. Текст должен быть выровнен по краям. Красные строки обязательны.
  8. Автор статьи указывается следующим образом: инициалы, затем фамилия, должность, учреждение автора. Они располагаются наверху перед названием справа и выровнены по правому краю.
  9. Кавычки оформляются знаком «……», а не “……..”.
  10. Следите, чтобы в конце предложений были точки (часто встречающаяся небрежность).
  11. Допускаются только черно-белые картинки, фотографии, таблицы. В случае графического сопровождения, следует перевести все цветные изображения в черно-белые.
  12. Если Вы решили сделать список, то обратите внимание на тонкости оформления:

- если пункт списка начинается со строчной буквы, то в конце ставится «;»;

- если же Вы начинаете список с прописной буквы, то в конце ставится «.».

 

Пример:

 

 В стратегии выделяется следующая структура:

- цель;

- операции;

- коррекция действий;

- фиксация результата.

 

                                            ИЛИ

 

 В стратегии выделяется следующая структура:

- Цель.

- Операции.

- Коррекция действий.

- Фиксация результата.

 

 

  1. Использованная литература оформляется в соответствии с установленными общими правилами и указывается  в конце статьи.

 

 

 

Пример оформления

 

А.А. Плигин, к.п.н., научный руководитель ГЭП 

«Исследование познавательных стратегий учащихся»

 

Развитие познавательных процессов в различных

образовательных технологиях

 

Важно не просто накормить голодного рыбой,

главное — научить его ловить ее.

Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз,

 а если научите ловить, то накормите на всю жизнь!

 

Главная цель современной школы заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями, так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им. При этом, продвигаясь по пути приумножения знаний, они на долгие годы сохранили бы любовь к обучению, смогли найти собственное «Я» в этом мире, максимально полно раскрыть свой личностный потенциал и реализовать его с пользой для себя и общества. 

 

 

Рекомендуемая структура статьи

Обратите внимание на то, что научно-методическая статья примерно имеет следующую структуру:

 

 

Примечание:  не все пункты, указанные в скобках, должны быть обязательно раскрыты.

 

 

Минимальные критерии написания хорошей научно-методической статьи

 

По содержанию статьи:

 

По форме изложения:

·        Логичность (определяется очевидностью причинно-следственных связей, логичностью переходов,  взаимосвязанностью частей).

·        Ясность (часто определяется понятностью использованных терминов и наличием иллюстрирующих примеров).

·        Оригинальность (определяется наличием удачных аналогий, цитат, афоризмов,  рисунков).

·        Полнота (определяется присутствием основных структурных частей, наличием минимального содержания и завершенностью текста).

 

 

Примерная стратегия написания статьи

 

 

Полезные советы

Если вы никогда не писали научно-методических статей, помните: все когда-то случается в первый раз!

После того как  вы определились с целью статьи, структурой и тезисами, начните писать, не перечитывая текста (без возвратов)! Очень часто «внутренний критик» не позволяет быстро справиться с задачей изложения основных мыслей. В научно-методической статье следует разделить процессы смыслового изложения и эмоционального восприятия текста. Перед написанием статьи решите, что вам ясно относительно содержания различных частей статьи, а над чем вам придется поразмыслить. Начните писать с тех  фрагментов, которые более просты для изложения. Так вы не только сэкономите время, но и, возможно, по ходу написания проясните те его части, которые казались неопределенными. Понимание вопроса часто углубляется по мере его изложения так же, как и аппетит, который приходит во время еды!

Если у вас есть детские работы или готовые примеры, то сначала структурируйте их в определенной логике и последовательности, а затем напишите необходимые к ним комментарии и выводы.

Если у вас трудности со временем, то «режьте слона по кусочкам»! То есть сначала напишите ту часть, которая вас больше всего вдохновляет или лучше определена по содержанию, а только затем остальные. У великого писателя М. Шолохова был девиз: «Каждый день — по строчке»! В данном случае уместно перефразировать: каждый день — по одному завершенному смысловому фрагменту!

Старайтесь озаглавливать написанные части (независимо от того, понадобятся в дальнейшем названия или нет). После перерыва в написании будет легче сразу следовать общему плану, читая только заглавия, а не перечитывая все написанное содержание фрагментов. Не теряйте время на редактирование отдельных готовых частей. Статью лучше редактировать, когда все ее части соединены воедино.

Начните «разукрашивать», «вычищать» и отшлифовывать текст только после завершения работы над изложением всего содержания текста. Для этого пользуйтесь готовыми и понравившимися вам образцами текстов. Иногда помогает предварительное чтение любых красивых прозаических текстов и даже хайку. Вместе с тем помните, что ваша задача — не создать отдельное произведение (еще одну «Педагогическую поэму»), а поделиться новыми идеями и опытом, поэтому легко заимствуйте готовые выражения, метафоры, примеры, цитаты и т.д.

Обратите внимание, что многие, даже великие писатели редактировали и переписывали свои тексты множество раз!

Рекомендуется включать в статью схемы, таблицы, так как визуальная система более скоростная в обработке информации. Читатели сначала обычно просматривают картинки и выделенные фрагмента текста. Иногда на основе внешних впечатлений от знакомства с ними принимают следующее решение: читать внимательно статью или нет. 

Если вы располагаете статистическими данными своей ЭД, обязательно приведите их в заключительной части статьи, так как для многих они являются убедительным свидетельством качества, глубины и научности вашей деятельности! Продумайте оптимальный способ их оформления.

При написании статьи сразу используйте полезные инструменты компьютера: проверку орфографии, синонимы, различные настройки (интервал, шрифт, выравнивание и т.д.). Их лучше установить перед началом написания статьи, чтобы не выполнять двойную работу потом.

Стратегия написание статей, как и многие другие творческие стратегии, развиваются и автоматизируются в процессе их реализации. Практика показывает, что если вы приобрели опыт написания 3 – 4 статей, последующее создание научно-методических текстов становится более простым и быстрым. По мере продвижения в их написании редактирование текста занимает все меньше и меньше времени, вырабатывается вкус к их созданию.    

 

Примечание

Изложенная здесь стратегия основывается на способе мышления от общего к частному. Вы можете перестроить ее в обратном направлении и добавить аналоговых переходов в деятельности. Автор рекомендаций не претендует на их универсальность.

 

Желаю вам удачи в развитии еще одного вида педагогического творчества!

 

 

С уважением,

                             научный руководитель ГЭП,

                                                                                  А.А. Плигин.