<< назад

Введение

 

В данной монографии мы попытались ответить на непростые вопросы педагогической психологии и организации школьного образования, которые по-разному решаются отечественными психологами и педагогами со времен возникновения психологической школы Л. С. Выготского.

В центре рассмотрения этих вопросов находится проблема развития познавательных стратегий школьников, которая, по нашему мнению, является ключевой для осуществления личностного развития в рамках какой-либо образовательной модели.   

Л. С. Выготский сформулировал важнейший принцип для построения системы образования — «обучение идет впереди развития». Данный принцип различным образом раскрывался в работах А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна, В. П. Зинченко, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина,  Л. В. Занкова, Н. А. Менчинской, Н. Ф. Талызиной и других исследователей.

А в практике современного образования он зачастую только провозглашается педагогами без четкого осознания того, что конкретно и как именно развивается  в личностном опыте ребенка.

Мало только констатировать, что обучение развивает личность, — необходимо четко определить, на что направлены образовательные технологии и по каким механизмам осуществляется развитие личности в процессе их реализации. Для этого следует еще более детально изучить механизмы познавательной деятельности (особенно учения) и соответствующие им способы обучения. Именно исходя из четких представлений о том, как согласованы эти два процесса, следует моделировать образовательные технологии,  соответствующие  целям и задачам  развития личности и образовательной ситуации.

К сожалению, современный учитель не вооружен в полной мере этими знаниями, недостаточно владеет продуктивными образовательными технологиями, не умеет их моделировать. Поэтому в практике образования все еще доминирует знаниевая образовательная модель, в реализации которой преобладает многократное повторение, механическое запоминание, рутинные виды деятельности, снижающие мотивацию детей к познанию уже на этапе обучения в начальной школе.

Следует отметить, что существующие образовательные технологии преимущественно внешне ориентированы по отношению к личностному опыту ребенка,  не учитывают индивидуальные предпочтения, способы и познавательные стратегии учащихся.

Поэтому, исследуя область познавательных стратегий школьников, мы вводим ряд рабочих определений данного понятия, предлагаем классификацию стратегий, методы их изучения, определяем место познавательных стратегий в структуре личностного опыта, рассматриваем основы моделирования образовательной технологии, предлагаем технологию целенаправленного развития познавательных стратегий (ЦРПС) и описываем пути и условия ее реализации в общеобразовательной школе. 

В рамках монографии обобщен опыт наших исследований в данной области на протяжении  более чем 10 лет в школах №№ 975 и 507 г.  Москвы, а последние три года — в рамках городской экспериментальной площадки «Исследование познавательных  стратегий школьников», куда вошли школы Южного административного округа столицы (№ 507, 1998, 1929, 1054, 1770).

Проведенные нами исследования познавательных стратегий, разработанные на их основе образовательные концепции и технологии можно отнести к внутрисубъектной дидактике (введено автором), парадигме личностно-ориентированного образования (в авторской модели).

Мы осознаем глубину и сложность разрабатываемых нами проблем, представляем первое системное описание собственного опыта и надеемся на расширение круга единомышленников.